Энергетики Московского района электросетей ОАО «Северэлектро» приняли участие в праздновании Дня национального головного убора — Ак калпака.
Опубликовано: 05 марта 2018

Энергетики Московского района электросетей ОАО «Северэлектро» приняли участие в праздновании Дня национального головного убора — Ак калпака.  В понедельник, 5 марта, около пятидесяти  работников Московского РЭС вместе с представителями других районных организаций   прошли пешим маршем по центральной площади села Беловодского с  ак калпаком на голове.   «В этот день мы демонстрируем свои патриотические чувства к кыргызскому государству»,-отметили энергетики

Далее вниманию участников было предложено театрализованное представление. Завершилось торжество концертной программой.

Немного об истории Ак калпака (источник: sovremennik.kg/istoriya/item/540)

В Кыргызстане праздновать День национального головного убора стали  с 2011 года.  По словам  инициатора данного праздника,   кинорежиссера РысбекаЖабирова, одной из причин учреждения  этого праздника  явилось то, что в последнее время в республике национальный калпак стали носить только по самым важным событиям — на свадьбе или на похоронах.  Белый калпак, как один из национальных символов, не должен забываться следующими поколениями. 

В 2016 году парламент Кыргызстана одобрил День национального головного убора Ак калпака официальным праздничным днем. Сегодня историки говорят о том, что калпак сотворен великим гением народа и за многие века  никогда не менял своей формы, потому что символизирует высоту окружающих гор и чистоту души народа.  Еще ученый-этнограф Лев Гумилев говорил, что калпак по своей форме напоминает горы, юрту и одновременно египетские пирамиды. В эпосе «Манас» кыргызский  народ характеризуется как «народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шаньских гор, а основание темное, как подножие гор».

Дизайнер с Алтая АржанаКензина рассказала о том, что в старинных документах, хранящихся в музеях Республики Алтай, имеются упоминания о том, что на Алтае и Енисее жили люди, которые ходили в высоких белоснежных войлочных шапках.

Каждый элемент калпака не случаен. Этот старинный  национальный  головной  убор  шьется из четырех клиньев, расширяющихся книзу, по бокам клинья до конца не сшивают, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца высокогорья. Верх обязательно украшает кисточка. Она должна всегда находиться спереди. Кстати, настоящийкалпак шьют только из специального натурального войлока,  из вычищенной, вычесанной, белой тонкорунной шерсти свежей обработки. ИшенгульАламанова, мастерица  из Национального объединения народных  художественных промыслов «Кыял», рассказала о том, что в XIX веке производство калпаков было женским делом, а вот продавали их только мужчины. Для изготовления калпака заказчик сдавал целое руно молодого ягненка, и руно же бралив качестве оплаты. В наше время калпаки чаще продают женщины, и уже не за руно.

Калпак – не простой головной убор, а со смыслом. Например, по форме и цвету окантовки калпака можно было определить жизненный опыт, материальное положение и возраст владельца. Калпаки знати были с высокой тульей и полями, подшитыми черным бархатом. Бедные кыргызы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские калпаки украшали красным бархатом или красной материей попроще. 

Существует около 80 видов калпака. Они делятся по формам из-за разного кроя клиньев, степени сложности изготовления, значению и практичности. Есть еще разновидность калпака – айколпай: он без разрезных полей. Но абсолютно все калпаки, независимо от  разных форм, имеют своеобразный орнамент, причем каждая вышивка и ее цвет,  а также каждый завиток имеют свое значение и свою историю. Четыре линии окантовки – это символ жизни; кисточки на макушке олицетворяют потомство и память предков; узор говорит о разветвлении рода, а слишком сложные узоры – о хвастовстве владельца.

Появление калпака в Средней Азии ученые относят к XIII веку. Его носили все мужчины без исключения – от хана до бедняка, от молодых джигитов до аксакалов. Но мальчики в  12 лет должны носить калпаки с зеленой каймой в знак того, что они находятся в начале своего жизненного пути и должны всему учиться. В 24 года зеленый цвет каймы меняется на синий, в 36 лет – на коричневый, олицетворяющий землю. Это означает, что в таком  возрасте мужчина уже стал главой собственной семьи, накопил  достаточно жизненного опыта и может приносить пользу своей родине. Бежевая кайма на калпаке в 48 лет означает, что его владелец уже может подавать пример подрастающему поколению. И, наконец, начиная с 60-летнего возраста мужчина носит калпак с черной бархатной каймой. По кыргызскому поверью, черная линия на белом фоне означает мудрость, богатый жизненный опыт, позволяющий судить, «что такое хорошо и что такое плохо».

А вот если пожилой вдовец надевал белый калпак с каймой из черного войлока, это означало: повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз. Таким образом, калпак красноречивее любых слов говорил о семейном статусе мужчины. Например, если молодой мужчина находится в активном поиске будущей жены, то он надевает белый калпак с красной каймой, значит, сваты могут предлагать ему кандидатуры потенциальных невест.

СветкульАкматова, мастерица из Кочкорки, много лет изготавливающая калпаки, говорит: «Ношение калпака – как обладание чем-то священным. А вы знаете, что нельзя продавать или передаривать другим собственный калпак? Считается, что вместе с ним человек лишается своего достоинства, ума и благочестия. Нельзя с ним и «шутить» – подбрасывать в воздух! Нельзя его класть на пол, бросать, терять, опускать на землю. Калпак нужно снимать двумя руками и хранить только на почетном месте в доме, а перед  сном – оставлять у изголовья».

Поделиться материалом
Другие материалы в категории Новости

Кыргызстанда 2023-жылдын 1-майынан тартып өлкөнүн калкы үчүн электр энергиясынын баасы 23 тыйынга жогорулап, 1 сомду түзөт.