ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 30 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА N 56 "ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"

Об энергетике

Настоящий Закон определяет основные принципы организации и регулирования хозяйственной деятельности в топливно-энергетическом комплексе.
Действие положений настоящего Закона распространяется на все предприятия топливно-энергетического комплекса вне зависимости от их форм собственности.

Статья 1. Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс в Кыргызской Республике состоит из энергетических отраслей. Каждая энергетическая отрасль, а также осуществляемая в такой отрасли деятельность, регулируются положениями настоящего Закона и другими законодательными и нормативными актами Кыргызской Республики.

Статья 2. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются повышение экономической эффективности и надежности функционирования топливно-энергетического комплекса, защита интересов потребителей и производителей.

Статья 3. Определения терминов

В настоящем Законе ниже перечисленные термины имеют следующие значения:
возобновляемые энергетические ресурсы - ресурсы, которые возникают естественным образом, постоянно возобновляются природой и могут быть преобразованы в энергию, включая геотермальную, солнечную, водную энергии и энергию ветра;
вторичные энергетические ресурсы - ресурсы, полученные при переработке первичных энергетических ресурсов с потерей части первичной энергии в процессе такой переработки;
деятельность в топливно-энергетическом комплексе - производство, транспортировка, передача, распределение, хранение, переработка, преобразование энергии, трансформация, торговля или продажа энергетических ресурсов и продуктов;
отрасль топливно-энергетического комплекса - составная часть топливно-энергетического комплекса (угольная, нефтегазовая, электроэнергетическая и другие);
первичные энергетические ресурсы - ресурсы в естественном состоянии, которые могут быть использованы в качестве топлива (нефть, природный газ, горючий сланец, уголь, торф) и для получения иных видов энергии (ядерное топливо, водная, солнечная энергии, энергия ветра и геотермальных источников);
предприятия топливно-энергетического комплекса - предприятия, занятые одним или несколькими видами деятельности в топливно-энергетическом комплексе, включая естественных монополистов, независимо от их формы собственности;
соглашение о деятельности - соглашение между государственным органом управления по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики и владельцем лицензии, определяющее ожидаемые результаты усилий по повышению эффективности деятельности владельца лицензии;
топливно-энергетический комплекс - совокупность взаимосвязанных отраслей экономики, включающая государственные и негосударственные структуры, занятые в угле-, нефте-, газо-, тепло- и энергоснабжающих и потребляющих системах и территориальных подсистемах;
энергетические продукты - различные виды топлива, нефтепродукты, электро- и тепловая энергии, вырабатываемые из любых видов энергетических ресурсов;
энергосбережение - рациональное использование и сокращение потерь при производстве, преобразовании, транспортировке и потреблении энергии;
энергетические услуги - производство, передача, распределение, хранение, транспортировка и продажа энергоресурсов.

Статья 4. Государственная собственность на первичные
энергетические ресурсы

Все первичные энергетические ресурсы, находящиеся на территории Кыргызской Республики, являются исключительной собственностью государства, и их использование осуществляется на основании лицензии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 5. Форма собственности и форма деятельности предприятий
топливно-энергетического комплекса

Предприятия топливно-энергетического комплекса могут иметь любую организационно-правовую форму деятельности и виды собственности (государственную, коммунальную и частную).
Программа разгосударствления и приватизации топливно-энергетического комплекса разрабатывается Правительством Кыргызской Республики и утверждается обеими палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

См.:
постановление Правительства КР от 23 апреля 1997 года N 239 "О Программе разгосударствления и приватизации Кыргызской государственно-акционерной холдинговой компании "Кыргызгосэнергохолдинг"

Статья 6. Полномочия Правительства Кыргызской Республики
в топливно-энергетическом комплексе

Правительство Кыргызской Республики определяет энергетическую программу и осуществляет контроль за реализацией в жизнь этой программы в соответствии с положениями настоящего Закона, других принятых нормативных актов, не вмешивается непосредственно в производственную и хозяйственную деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса.
Функции Правительства Кыргызской Республики в топливно-энергетическом комплексе включают:
предоставление и передачу имущественных прав и прав на использование водных, минеральных и иных энергетических ресурсов;
осуществление контроля за эксплуатацией энергетических ресурсов и их содержание;
создание необходимых условий для привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс;
разработку и осуществление Национальной энергетической программы;
разработку программ по охране окружающей среды от отрицательного воздействия деятельности в области энергетики и топливной промышленности;
разработку и осуществление программ по демонополизации и приватизации отраслей топливно-энергетического комплекса;
разработку и осуществление программ по энергосбережению;
проведение общей ценовой политики в топливно-энергетическом комплексе.
Правительство Кыргызской Республики может делегировать свои отдельные функции другим государственным органам.

Статья 7. Полномочия местных государственных органов
в топливно-энергетическом комплексе

Взаимоотношения местных государственных органов и предприятий топливно-энергетического комплекса осуществляются в соответствии с законодательством и другими нормативными актами Кыргызской Республики.

Статья 8. Государственное агентство по энергетике при
Правительстве Кыргызской Республики

Государственное агентство по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики является постоянно действующим органом, который функционирует независимо от любых энергетических предприятий и не вмешивается непосредственно в их производственную и хозяйственную деятельность.
Государственное агентство по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами:
1. Для предотвращения негативных последствий монополистической деятельности в топливно-энергетическом комплексе Государственное агентство по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики использует соглашения о деятельности.
2. В тех областях, где конкуренция возможна, Государственное агентство по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики:
а) поощряет развитие рынков энергии и появление конкурирующих производителей;
б) создает благоприятные условия для конкуренции.
Положение о Государственном агентстве по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики утверждается постановлением Правительства Кыргызской Республики.

См.:
постановление Правительства КР от 26 апреля 2001 года N 198 "О Государственном агентстве по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики"

Статья 9. Функции Государственного агентства по энергетике при
Правительстве Кыргызской Республики

Настоящим Законом Государственное агентство по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики наделяется следующими полномочиями:
1) выдавать лицензии на право производства, передачи, распределения и продажи электро-, теплоэнергии и природного газа в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
2) устанавливать экономически обоснованные и социально приемлемые механизмы цено- и тарифообразования;
3) проводить политику демонополизации производителей, содействовать развитию конкуренции, обеспечивая равные возможности и условия доступа всех конкурентов к линиям электропередачи и газоснабжающим системам;
4) осуществлять контроль за эффективностью мер по обеспечению конкуренции и сообщать компетентным органам о фактах нарушений антимонопольных законов;

См.:
постановление Госагентства по энергетике КР от 1 июля 2002 года N 108-п (Об утверждении "Руководящего документа по расследованию и учету нарушений в работе производящих и распределяющих энергию организаций, НЭСК и энергосистемы КР")

5) проводить в жизнь стандарты и нормативные документы предоставления услуг потребителям энергетических ресурсов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
6) содействовать эффективному использованию электро-, теплоэнергии и природного газа, угля, нефти, нефтепродуктов и поощрять энергосбережение;
7) содействовать созданию благоприятных условий для развития возобновляемых источников энергии;
8) согласовывать стандарты в области энергетики;
9) устанавливать механизмы разбора жалоб клиентов и разрешения споров между потребителями и предприятиями, предоставляющими энергетические услуги, а также между самими предприятиями;

См.:
постановление Госагентства по энергетике КР от 30 июня 2005 года N 112-п "Об утверждении Положения "О порядке разрешения споров, жалоб и заявлений в энергетическом секторе Кыргызской Республики"

10) принимать, издавать и контролировать надлежащее исполнение постановлений, правил, методических указаний, инструкций и других актов нормативного характера, необходимых для осуществления своих полномочий;
11) координировать совместно с другими государственными органами программу технической помощи и привлекать инвестиции в топливно-энергетический комплекс;
12) являться заказчиком научно-технических программ, позволяющих улучшать эффективность деятельности топливно-энергетического комплекса и проводить их в жизнь;
13) утверждать тарифы на электро-, теплоэнергию и природный газ.

См.:
постановление Госагентства по энергетике КР от 25 ноября 2002 года N 191-п "Об инструкции по применению тарифов на электрическую и тепловую энергию"

Статья 10. Состав Государственного агентства по энергетике при
Правительстве Кыргызской Республики

Государственное агентство по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики состоит из:
1) трех членов Исполнительного совета, назначаемых Премьер-министром Кыргызской Республики и утверждаемых Президентом Кыргызской Республики;
2) квалифицированного персонала, необходимого для выполнения обязанностей, налагаемых настоящим Законом.
Срок полномочий членов Исполнительного совета составляет шесть лет, за исключением первого состава, начальный срок полномочий которого устанавливается дифференцированно: два года - для первого члена Совета, четыре года - для второго члена Совета и шесть лет - для третьего члена Совета первого состава. Члены Исполнительного совета могут быть назначены повторно, но общий срок исполнения обязанностей не должен превышать 12 последовательных лет. По консультации с Премьер-министром Кыргызской Республики Президент Кыргызской Республики каждые два года назначает одного из членов Исполнительного совета директором Государственного агентства по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики. Все члены Совета имеют равные права во время принятия решений и равные голоса при голосовании.

Статья 11. Финансирование Государственного агентства по энергетике
при Правительстве Кыргызской Республики

Расходы на содержание Государственного агентства по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики предусматриваются в республиканском бюджете.

Статья 12. Доступ к информации

В целях обеспечения выполнения своих функций и осуществления задач Государственное агентство по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики в пределах своих полномочий имеет свободный доступ ко всем документам предприятий топливно-энергетического комплекса.

Статья 13. Национальная энергетическая программа

Национальная энергетическая программа (НЭП) разрабатывается Правительством Кыргызской Республики, одобряется обеими палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и утверждается Президентом Кыргызской Республики.
Целями НЭП являются определение основных направлений развития каждой отрасли топливно-энергетического комплекса, что включает в себя сохранение и эффективное использование энергоресурсов, повышение эффективности систем топливо- и энергоснабжения, энергосбережения, использование экологически чистых видов топлива и сохранение окружающей среды, проведение структурных преобразований, решение инвестиционных, ценовых, налоговых и других вопросов в области энергетики, топливной промышленности и научно-исследовательских работ.

См.:
постановление Правительства КР от 16 июля 2001 года N 353 "О проекте Национальной энергетической программы Кыргызской Республики до 2005 года"

Статья 14. Охрана природы

Все виды предполагаемой деятельности в топливно-энергетическом комплексе предварительно рассматриваются и оцениваются компетентными государственными органами с точки зрения их влияния на окружающую среду и осуществляются после их положительного заключения.

Статья 15. Пользование землей и недвижимостью

Владелец лицензии имеет право вести производственно-хозяйственную деятельность на выделенном земельном участке с использованием недвижимого имущества, находящегося в собственности государства, административно-территориальных единиц, или иной собственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 16. Ответственность

Владелец лицензии несет ответственность за нанесенные владельцу или пользователю недвижимого имущества, другим потребителям энергоресурсов, охране природы и экологии убытки, причиненные при осуществлении деятельности в области энергетики, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Правительство Кыргызской Республики несет ответственность за обеспечение компенсационных выплат на энерготопливо для малоимущих граждан, а также за решения Государственного агентства по энергетике при Правительстве Кыргызской Республики, ухудшающих социально-экономическое положение республики.

Статья 17. Общие принципы

Правительство Кыргызской Республики стимулирует и создает стабильные и благоприятные условия для инвестиций в топливно-энергетический комплекс.

Статья 18. Привлечение инвестиций к производственной деятельности
в топливно-энергетическом комплексе

Для стимулирования развития и прогресса в области производства, транспортировки, распределения и снабжения энергопродуктов в настоящем Законе признается роль частных юридических либо физических лиц в данных отраслях и обеспечивается максимальное предоставление им выгодных условий в соответствии с их ролью и вкладом.

Статья 19. Страхование

Инвесторам разрешается в рамках их инвестиций в топливно-энергетический комплекс размещать в местных и иностранных страховых компаниях необходимые для их инвестиций виды страхования. Правительство Кыргызской Республики в отношении их не вводит никаких ограничений, не вмешивается и не воздействует на сроки и другие условия такого страхования.

Поделиться материалом